Достоверность и полнота
Прежде всего, среди характеристик источника информации, существенных для его оценки, следует упомянуть достоверность и полноту. Достоверность
подразумевает, что информация, содержащаяся в источнике, должна соответствовать действительности, быть истинной, правильной.
Важно, однако, понимать, что один источник может содержать сведения самой разной природы — могут быть наблюдаемые факты, обобщения и выводы, сделанные на их основе, гипотезы, предложенные для объяснения этих фактов, общепринятые научные теории. Поэтому, например, в одном источнике достоверные факты, могут соседствовать с некорректными выводами. В других случаях на основе одного и того же набора фактов могут быть сделаны различающиеся выводы.
Полнота
означает, что источник информации должен отражать все существенные стороны проблемы, значимые факты. При этом требования к полноте источника определяются целью его подготовки, и определение “существенные” означает “существенные с точки зрения поставленной цели”.
Существуют и источники, которые являются неполными с точки зрения поставленной в них цели. Если такой материал является единственным источником информации, на его основе может сформироваться искаженное представление о проблеме.
Во многих случаях источник информации, удовлетворяющий требованию полноты с точки зрения поставленной вами цели, найти просто невозможно. В этом случае необходимые сведения должны быть собраны из нескольких источников. Таким образом, требование полноты, хотя и применимо к отдельному источнику, является необходимым, прежде всего, для той картины, того набора сведений, который вы должны сформировать, прежде чем делать выводы на основе собранной информации.
Как правило, полнота и достоверность источника информации не могут быть оценены “изнутри”, без обращения к ряду других источников, их сопоставления — или без глубокого понимания предметной области, основанного на опыте предшествующей работы. Поэтому следует еще раз подчеркнуть важность обращения к специалистам при отборе источников информации и их оценке.
Ссылки и обоснования. Культура работы с информацией
Информация не возникает сама собой, из ничего — она либо берется из другого источника, либо создается самим автором и его коллегами. Информация может создаваться, с одной стороны, в результате собственных наблюдений или измерений, с другой стороны — путем вычислений или выводов на основе некоторой исходной информации. При этом новая информация, как правило, создается с использованием определенных методик. Сведения о происхождении приводимой информации важны для правильного ее понимания и оценки, эффективной работы с материалом. Наличие таких сведений в источнике информации позволяет оценить его достоверность и, в некоторой мере, степень его полноты.
Для научных публикаций наличие ссылок на использованные источники, описаний примененных методик или ссылок на такие описанияявляется необходимым требованием. В материалах другого типа, например газетных публикациях, оформление ссылок по строгим правилам может оказаться неуместным. Тем не менее, указание на происхождение приводимых сведений является достоинством источника информации в любом случае. Если же в ходе изложения автор материала переходит от исходных положений к каким-либо выводам, важна целостность логического вывода, отсутствие пропущенных звеньев в обосновании
.
Наличие в источнике ссылок и обоснований является признаком определенной культуры работы с информацией.
Еще одним проявлением той же культуры является отсутствие неоднозначности, неопределенности.
Некоторые критерии оценки источников информации
Приведем еще несколько критериев, которые могут использоваться при оценке источников информации. Эти критерии носят косвенный характер; соответствие или несоответствие им само по себе не гарантирует применимости или неприменимости источника информации.
Источники информации могут устаревать по мере накопления новых знаний. Поэтому современность источника информации
имеет прямое отношение к возможности его применения.
Обращаясь к более современным примерам, следует отметить что в ряде недавно возникших и быстро развивающихся областей знания представления еще не устоялись, не “отложились” в учебниках и энциклопедиях. Информацию об этих областях приходится черпать из текущих научных публикаций.
При оценке источника информации целесообразно обратить внимание на то, кем он подготовлен и издан
.
Из наличия в материале наряду с информацией (фактами, выводами, обоснованиями) резких, эмоциональных оценок
Основные постройки. Колокольня Троице-Сергиевой
лавры
Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, строившаяся с 1741 по 1768г., замыкает собой северную сторону соборной площади. Высота колокольни составляет 88м, что на 11м больше звонницы Новодевичьего монастыря и на 6м– колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.
Окончательный архитектурный облик, благодаря кото ...
Результаты всех расчетов сводим в табл. 9,10 и 11,12
Таблица 9
Теплопоступления и теплопотери кондиционируемого помещения № 2 (актовый зал на 66 мест)
Наименование помещения
Объем помещения,
м³
Расчетный
период года
Поступления в помещение явной теплоты, Вт
Теплопоступления
в помещение, Вт
Суммарные теплопотери помещения,
Вт
Из ...
Охрана труда и техника безопасности
Безопасность труда на производстве регламентируется соответствующими государственными стандартами, санитарными нормами, стандартами предприятия и другими нормативными документами. Для данного производства должны быть предусмотрены вес виды инструктажей персонала, меры предосторожности и действия в чрезвычай ...