Чикагская архитектурная школа (1880—1910 гг.)
Страница 4

Для выдающихся зданий была исполь­зована вся гамма облицовочных материалов: натуральный камень в нижних этажах, кир­пич для промежуточных этажей и керамика для завершающего этажа и карниза. Обли­цовка стен натуральным камнем, несмотря на ряд недостатков: трудоемкость связи со стальным каркасом и необходимость за­полнения бетоном пазух между камнем и стеной, имела повсеместное применение в строительстве административных высотных зданий и пользовалась особой популяр­ностью в конце столетия как следствие исто­рической традиции века. И хотя естествен­ный камень и был оттеснен на второй план чикагской школой, но вытеснен окончатель­но не был.

По мере того как каркасный способ строительства в Соединенных Штатах совершенствовался и расширялся, становились за­метными перемены в отношении к архитек­туре— наметился решительный поворот к академическому историзму. Некоторые историки современной архитектуры, напри­мер Гидион, считают толчком для этой пе­ремены Всемирную чикагскую выставку 1893 г. Пышный декоративный стиль, импор­тированный парижской Высшей школой изящных искусств, праздновавший свой триумф, задушил в зародыше стремление к новой архитектуре и отбросил ее разви­тие на 50 лет.

Конечно, выставка 1893 г. не была источ­ником неоклассического движения, а послу­жила только первым признаком его. Успехи чикагской школы были стихийными; она бы­ла признана народом и архитекторами всей страны; она была созвучна выросшим строи­тельным объемам и более строгим техничес­ким правилам, однако для функциональной архитектуры, свободной от исторических от­звуков, время еще не настало.

Проблематика архитектуры небоскребов в 90-е годы отчетливо проявилась в соору­жениях Л. Салливена. Его мастерская в Па­риже входила в проектное бюро Д. Адлера, с которым он проработал до 1895 г.

Первым торговым высотным зданием с металлическим каркасом является вы­строенный в 1890—1891 гг. «Уэйнрайт-бил-динг» в Сент-Луисе. Салливен пытался в нем решить архитектурную проблему небо­скребов как замкнутой, уравновешенной в перспективе композиции. Согласно класси­ческой схеме цоколь — стена — карниз он разделил корпус здания на три зоны: три нижних этажа, выполненных из натурально­го камня, над ними ряд этажей в кирпич­ной кладке с узкими выступающими колон­нами и утопленным орнаментированным поясом, а затем мощный ббгато украшен­ный орнаментом фриз, на котором покоят­ся сильно выступающие карнизные плиты. Угловые колонны сильно расширены по сравнению с промежуточными.

В 1894—1895 гг. Салливен усовершенст­вует этот принцип членения в «Гэранти-бил-динг», выстроенном в Буффало, и одно­временно усиливает масштабный эффект вертикального членения: цезура между тре­мя зонами, а также мощь угловых колонн и венчающего карниза сильно смягчены, все элементы обобщены в одно органически на­растающее целое.

Архитектура этих двух небоскребов с их виртуозной орнаментикой не могла стать школой, поскольку она была слишком инди­видуальна. Салливен сам это хорошо чувст­вовал; во всяком случае, в своей последней знаменитой работе — здании универсально­го магазина фирмы «Карсон, Пири и Скотт» в Чикаго (1899—1901 гг.) — он вернулся к элементарно простому членению фасада, точно соответствовавшему структуре карка­са — орнамент сохранился в нижних этажах и в обрамлении окон, классические принципы композиции были отброшены. Для самого Салливена это строительство было трагическим промахом, современники не могли его понять и видели в нем рецидив к примитивному каркасному строительству. В заключение мы должны назвать еще ряд работ, в которых пионерский дух строи­телей Чикаго находил отражение вплоть до первой мировой войны. Это несколько зда­ний, в которых с помощью простых средств воплощалось то, что удалось выкристалли­зовать Салливену в качестве квинтэссенции чикагской школы в здании универсального магазина фирмы «Карсон, Пири и Скотт». В скромной кирпичной одежде с изящным членением на вертикальные элементы и го­ризонтальные полосы его здания практи­чески не стареют. Характерным представи­телем этой группы ранних сооружений с металлическим каркасом является «Либер­ти Мьючиал Иншуренс билдинг» (1908 г.).

Страницы: 1 2 3 4 

Строительная часть
На строительстве автомобильных дорог применяют различные методы организации работ. Наиболее прогрессивным и научно обоснованным является поточный метод строительства. Поточным методом строительства называют метод, при котором обеспечивается непрерывный и равномерный выпуск продукции, а также непрерывное и ...

Расчет выбросов загрязняющих веществ, выделяющихся при выемочно-погрузочных и буровых работах в выемках на автомобильной дороге Белоярский - Асбест
Расчет произведен согласно «Методическому пособию по расчету выбросов то неорганизованных источников в промышленности строительных материалов» НПО «Союзстромэкология»,1989 год.[21] Основными вредными веществами, поступающими от неорганизованных стационарных источников загрязнения окружающей среды в промышл ...

Определение заказной длины свай
Для фундамента опор мостов головы свай и оболочек надо жестко замуровать в ростверк на длину которая назначается расчетом и принимается не меньшее 2d. Допускается замуровывание свай в ростверк с помощью продольных выпусков арматуры, которая назначается расчетом но не меньшее 30 d стержней для арматуры перио ...

Главное меню


Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smartarchitect.ru