Геодезические и разбивочные работы на строительстве мостов искусственных сооружений выполняют перед и в процессе их возведения, а также после завершения строительства.
Перед постройкой принимают в натуре трассы, плановую и высотную основу сооружения. При этом обращают внимание, чтобы знаки геодезической основы (створные знаки, реперы, марки) были вне зоны строительных работ, складирования и транспортирования материалов, в местах, не подверженных осадкам и оползням, размыву и действию ледохода, чтобы обеспечивалась их полная сохранность и низменность. Приёмка геодезической основы оформляется актом в трёх экземплярах (для проектной организации, заказчика и строительной организации).
В процессе строительства, как правило, выполняют следующие геодезические работы: определение длины перехода, контрольные измерения неприступного расстояния между осями устоев левого и правого берега; разбивку и закрепление осей опор; разбивку и закрепление осей регуляционных сооружений, подходов, конусов; установку дополнительных реперов; дополнительные топографические съёмки в пределах строительной площадки; разбивку временных подъездных дорог, зданий, сооружений бытового и производственного назначения и т.п.
В ходе строительства систематически контролируют положение отдельных частей сооружения в плане, вертикальной плоскости и по высоте (например, подошвы и обреза фундамента, тела опоры, ригеля, пролётных строений и т.п.).
После завершения строительных работ определяют фактические расположение и размеры сооружения и величины отклонения их от проектных значений.
Разбивочные и контрольные геодезические работы выполняют обычными приёмами, принятыми в геодезии
Исходными данными для всех геодезических работ на стройке являются проект сооружения, а также следующие материалы, принятые по акту от проектной организации и заказчика:
1) План района мостового перехода с нанесёнными осями сооружений;
2) Схема расположения и описания знаков геодезической основы;
3) Выписка из каталога координат и высот геодезической основы;
4) Знаки геодезической основы – пункты, закрепляющие ось моста и трассы и подходов к нему, высотные реперы или марки.
Работы по разбивке осей моста и опор начинаются с восстановления оси трассы. Исходными точками служат осевые знаки, установленные во время изысканий и привязанные к пикетажу трассы, а также реперы с отметками, увязанные с продольным профилем дороги. Для труб, а также мостов и путепроводов длиной до 50 м достаточно иметь один репер и два створных знака, для мостов длиной от 50 до 300 м требуется на каждом берегу по одному реперу и по два створных знака на каждом берегу, для мостов большей длины – по два репера и не менее двух капитальных знаков на каждом берегу. Отметки реперов должны быть увязаны. Ошибка в нивелировании не должна превышать 10 мм независимо от размеров сооружения. Точность измерения расстояний между опорами зависит от длины сооружения и типа пролётов.
При измерении линий мерными лентами и рулетками учитывают поправки к длине линии на наклон и поправки на температуру.
Разбивку оси трубы на местности выполняют, используя пункты геодезической основы. С помощью теодолита восстанавливают ось трассы, и стальной лентой измеряют дважды расстояние от ближайшего пикета до продольной оси трубы. В полученной точке закладывают деревянный столб на уровне с землёй и в него забивают по оси трассы гвоздь, фиксирующий центр оси трубы. Над ним устанавливают теодолит и под заданным проектом углом намечают продольную ось трубы. Её закрепляют с каждой стороны двумя столбами, устанавливаемыми не ближе 3 м от грани котлована. От продольной оси трубы разбивают очертание котлована под тело трубы и оголовков и в характерных точках забивают колья. Определяют их отметки и вычисляют соответствующие глубины котлована. По ходу строительства трубы проверяют положение в плане и по высоте фундаментов с учётом строительного подъёма, тело трубы, заданного уклона, отметок лотка входного и выходного оголовка выполняют разбивку подводящего и отводящего русел.
Разбивку осей опор моста на суходоле производят приёмами, аналогичными указанными для труб. Работы начинают с нанесения на местности продольной оси моста, для чего, используя створные знаки, теодолитом намечают ось, забивая точно по инструкции через 20 м ряд колышков. Зная пикетажное значение осей каждой опоры, непосредственным промером от ближайшего пикетажного столбика устанавливают в натуре положение центров всех опор. Причём промеры выполняют каждый раз от одного и того же исходного пикетажного столбика, учитывая поправки на температуру и наклон линий. Над центрами опор, обозначенных столбами, устанавливают теодолит и, вращая трубу от оси трассы на указанный в проекте угол, определяют направление осей опор. Их закрепляют с двух сторон столбами.
При разбивке осей опор моста на водотоке для промеров расстояний через водоток в летний период вдоль оси перехода устанавливают лёгкий свайный мостик. На мостике промерами расстояний от исходных пунктов до осей опор находят и закрепляют гвоздями их центры, после чего теодолитом пробивают продольные оси опор и закрепляют их на обносках или шпунтовых ограждениях.
Составление ведомости объемов земляных работ
Таблица 1. Ведомость объемов земляных работ
Наименование строительных процессов
Единица измерения по ЕНиР
Количество единиц измерения
1. Срезка растительного слоя грунта I категории бульдозером ДЗ-104
1000 м2
3,31
2. Транспортирование ранее разработанного растительного слоя грунта ...
Выводы и рекомендации
1. Стоимость теплоизоляции относительно стоимости всего дома существенно мала, однако при эксплуатации здания основные затраты приходятся именно на отопление. На теплоизоляции ни в коем случае нельзя экономить, особенно при комфортном проживании на больших площадях. Цены на энергоносители во всем мире посто ...
Выбор и обоснование способов производства работ, машин
и механизмов
Выбор крана производится по трем основным техническим параметрам:
· Грузоподъемность;
· Выстрел стрелы (крюка) крана;
· Высота полета стрелы крана.
Грузоподъемность выбираем по максимальному весу строительных конструкций с учетом монтажно-такелажных приспособлений.
Вылет стрелы и высоту подъема стрелы ...